Наблюдаю на сайте жалобщиков самую вершину столкновений мнений о современных литературных экранизациях. Сама я "Анну Каренину" не смотрела. И не знаю, буду ли смотреть. Но, судя по тому, что рассказала девочка из офиса и тому, что я прочитала в журнале, Толстому, при условии, конечно, что ему была действительно важна каждая линия романа, самое время в гробу не просто перевернуться, а уже по другую сторону Земли выйти. Мне очень нравится Кейра Найтли, как актриса, но на Каренину, увы, она не подходит. Режиссёр, который заполучил эту постановку, уже отметился препарированием Джейн Остин. У него потрясающая склонность к детализации быта - действительная скрупулёзность к мелочам, но, к сожалению, подавляющая часть зрителей этого просто не в состоянии оценить, девочка из офиса вообще пожаловалась на скучную "театральность" - дескать, действие всё время в обстановке помещений - ещё бы, раз основательно грохнули линию деревенского Левина в угоду надуманным салонным драмам, то воздуха и должно быть мало. А фильм смотрит поколение, которое не высидит чтения романа!!! И в этом главный бред. Фабула свелась к банальному: влюбилась, бросила ради него всё, разлюбил, не смогла без него жить дальше. Бедные дети, её беда вовсе не в этом, хотя я упорно считаю толстовских женщин ограниченными дурами. Не зря в начале романа нас окунают в драму семьи Облонских! Стива - брат Анны, и он отнюдь не верен жене, но общество не делает из него изгоя, его "шалости" не мешают ему вести привычный образ жизни светского человека. Анна же, привычная к такому же образу жизни, не может жить в обществе, оно её отторгает. А дышать одной любовью ей мало! И ей обидно, горько, завидно, наконец, что Вронского без неё прекрасно принимают в местах, двери в которые для неё никогда не откроются! Её привлекательность во многом - это привлекательность привыкшей блистать светской женщины, едва она лишилась этой возможности, то осознала, сколь многим пожертвовала. И даже Вронскому, конечно, она более нравилась королевой гостинных, а не хранительницей домашнего очага. Прежде всего, следует помнить, что ему вовсе этот очаг не был нужен. Трагедия Анны не в том, что он её разлюбил - да и страхи её были надуманны, навеяны изоляцией и бездельем. Её беда в неравноправии в обществе - мужчине прощается практически всё, женщины изгоняются за несоответствие правилам хорошего тона. Её самоубийство почти не имеет под собой любовного подтекста, это истерика не выдержавшей бойкота общества светской женщины. Ей не хватило выдержки безупречно соблюдать видимость - можно вспомнить противопоставляемую ей княгиню Бетси, которой удавалось сочетать светскость и любовников - но у Анны не хватило и дальновидности, чтобы предвидеть, насколько тяжёлым ударом для неё самой станет полная невозможность хотя бы частично сохранить необходимый ей, как воздух, образ жизни. Почему она болезненно рвётся к сыну и не замечает почти дочь? Да потому, что после рождения сына она счастливо вернулась в гостинные, заполучив ещё один бриллиант в свою корону - счастливая мать, которой позволительно вслух обсуждать своё дитя! Рождение дочери вышвырнуло её из света. Об этом ребёнке никто не станет с ней говорить, ею нельзя громко гордиться. На неё нельзя матерински посетовать. Анне неинтересна девочка, потому что внешне не прибавила ей блеска, это символ позора. Анна - рабыня своего воспитания и морали общества, вот в чём её беда, она сделала шажок к свободе, но всего шажок, она не смогла вовремя понять, что устоять на пороге будет невозможно, двери в прошлую жизнь придётся закрыть по-настоящему, и уйти дальше. Бедняжка не смогла. Противоречия в отношении к правам и возможностям, личным и социальным - вот главное, что нужно увидеть. А слепили раскрашенную под быт российского дворянства историю несчастной любви! Такой сюжет можно на коленке за пару недель нарисовать, да раскручивать выйдет дороже, на упрощённую "Анну Каренину" народ проще зазвать. А это уже - современная трагедия нравов. Мельчание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий